Поиск по сайту
 
Расширенный поиск
 

Раздел сайта “Рекомендованные маршруты” предназначен для слушателей курсов повышения квалификации в системе маршрутного обучения. В разделе содержатся сведения о курсах, определенным образом дополняющих друг друга, что позволяет рассматривать их как единый учебный блок. Слушателям предлагается включить в маршрут обучения курсы, составляющих такие блоки, что важно при выборе осуществляемом слушателем, не имеющего достаточного опыта и знаний в области предмета повышения квалификации. Такие блоки курсов называют «Рекомендованные маршруты».

Условно все рекомендованные маршруты можно отнести к двум группам.

К первой группе относятся маршруты, при построении которых учитывались объем курсов в часах и принадлежность курсов к учебному заведению, осуществляющему повышение квалификации. При этом разработчики маршрутов исходили из того, что повышение квалификации носит краткосрочный характер (объём до 72 часов) и предполагает изучение от одного до трех теоретических частей тематически связанных учебных курсов и выполнение от одной до двух лабораторных работ на базе одного - двух университетов.

Маршруты первой группы были рекомендованы слушателям в ходе апробации сетевой системы и пробного повышения квалификации.

Ко второй группе относятся маршруты, в состав которых вошли учебные курсы, совпадающие или близкие по тематике, как это представлено в рубрикаторе. В отличии от первой группы, рекомендованные маршруты второй группы составлены из учебных курсов более трех университетов. При этом количество курсов может быть более трех, а суммарный объём учебной нагрузки может превышать 72 часа, что позволяет удовлетворить самые разнообразные потребности слушателей в повышении квалификации.

Учитывая сложность самостоятельной учебно-познавательной деятельности слушателей с большим количеством оригинальной информации, представленной в курсах, разработчики маршрутов второй группы рекомендуют слушателям подходить к выбору рекомендованных маршрутов после тщательного анализа тематического содержания курсов маршрута. Если у слушателя возникает сомнение по поводу целесообразности присутствия одного или нескольких курсов в рекомендованном маршруте, то эти курсы следует исключить из рекомендованного маршрута.

В разработке маршрутов принимали участие эксперты и кураторы-методисты 15 университетов, участников выполнения проекта.

I. Рекомендованные маршруты первой группы.

МФТИ. Рекомендованные маршруты для слушателей, принимающих участие в апробации сетевой системы и повышении квалификации

Название маршрута

Учебные курсы

1

Литографический цикл создания микро- и наносистем

1. Современные проблемы технологии наноэлектроники (МИЭТ)

2. Методы литографии в наноинженерии (МГТУ)

3. Введение в электронно-лучевую литографию (МФТИ)

2

Методы получения сверх-тонких плёнок и анализ их химического состава

1. Лазерная технология синтеза тонких наноразмерных пленок (МИФИ)

2. Атомно-слоевое осаждение тонких пленок (МФТИ)

3. Определение элементного состава веществ методом рентгенофлуоресцентного анализа (БелГУ)

3

Сканирующая зондовая микроскопия

1. Сканирующая зондовая микроскопия (МИФИ)

2. Измерение рельефа с помощью атомно-силового микроскопа (МФТИ)

3. Сканирующая зондовая микроскопия органических молекулярных материалов (СПбГУ)

4

Электронная микроскопия

1. Методы микроскопии (МГТУ)

2. Введение в растровую электронную микроскопию (МФТИ)

3. Электронно-микроскопические и спектрометрические методы для анализа структуры материалов (МИФИ)

5

Базовые процессы нанотехнологии и наноинженерии

1. Технологические процессы в наноинженерии (МГТУ)

2. Процессы получения наночастиц и наноматериалов (РХТУ)

3. Напыление тонких плёнок (МФТИ)

6

Методы рентгеновской дифракции

1. Кристаллография кристаллов и нанотрубок (КГТУ)

2. Рентгеновские методы исследования наноматериалов (УрГУ)

3. Применение методов рентгеновской дифракции в исследованиях тонких пленок и приповерхностных слоев твердых тел (МФТИ)

7

Методы анализа элементного и химического состава

1. Методы анализа поверхности (РХТУ)

2. Введение в рентгеновский микроанализ (МФТИ)

3. Введение в рентгеновскую фотоэлектронную спектроскопию (МИФИ)

ТГУ и ТПУ. Рекомендованные маршруты для слушателей, принимающих участие в апробации сетевой системы и повышении квалификациив ходе маршрутного обучения, выполняемого на базах наноцентров ТГУ и ТПУ.

Название маршрута обучения

Университеты-участники маршрута обучения

Теоретические дистанционные части (название учебного курса, как он выложен на сайте)

Практические лабораторные работы (названия лабораторных работ)

Темы объединённых рефератов при выполнении маршрута обучения

1.

Наноструктурные материалы на металлической и керамической основе

ТГУ

Наноструктурные материалы на металлической и керамической основе: технология, структура и свойства

1.«Методы численного моделирования в наноматериаловедении»

2.«Структурные методы исследования наноматериалов» (6 часов)

3. «Зондовые методы исследования наноматериалов» (6 часов)

1. Физические и химические методы получения наночастиц.

2. Электронно-микроскопические методы исследования наночастиц.

3. Дифракционные методы исследования наночастиц.

4. Физические свойства наночастиц.

5. Изменения структуры и физических свойств материалов в наносостоянии.

6. Основные методы и методики переработки нанопорошков для подготовки их к формованию.

7. Механическая активация нанопорошков.

8. Основные способы синтеза компактов.

9. Прочность и пластичность наноматериалов.

10. Основные направления применения наноматериалов.

11. Основные методы численных расчетов.

12. Основные проблемы, возникающие при моделировании наноматериалов.

13. Масштабные и структурные уровни деформирования и разрушения твердых тел.

14. Основные положения конечно-разностных методов расчета.

15. Основные положения метода конечных элементов.

16. Методы моделирования пластичных наноматериалов.

17. Методы моделирования хрупких наноматериалов.

18. Сравнительная аттестация модельных расчетов и экспериментальных исследований наноматериалов.

19. Проблемы визуализации модельных расчетов.

20. Применение суперкомпьютеров моделирования наноматериалов.

ТГУ

Проблемы и методы численного моделирования в наноматериаловедении конструкционных материалов на керамической и металлической основе

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Технология керамических и нанокерамических материалов

Лабораторные работы не выполняются

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Многокомпонентное 3D проектирование наносистем

Лабораторные работы не выполняются

ТПУ

Наноструктурная керамика. Порошковые технологии компактирования конструкционных материалов

1. Определение удельной поверхности порошков керамик

2. Определение параметров кристаллической структуры порошковых и объёмных поликристаллических наноматериалов. Измерение характеристик последних в зависимости от технологических режимов прессования и/или спекания

3. Определение параметров микротвёрдости и трещиностойкости нанокристаллических объёмных материалов

4. Определение микроструктурных и механических свойств нанокерамик, изготовленных при различных режимах УЗ-компактирования

2.

Методы получения и изучения наноматериалов

ТГУ

Методы получения наноматериалов, их диагностика и особенности процессов, протекающих в нанодисперсных системах

1. «Изучение каталитических свойств высококремнеземных цеолитов в конверсии низших алканов».

2. «Изучение кислотно-основных свойств поверхности нанопорошков методом рН-метрии».

3. «Изучение адсорбции паров на нанодисперсных образцах».

4. Устройства для детектирования рентгеновского излучения.

5. Энергоанализаторы электронов.

6. Энерго- и массанализаторы ионов.

7. Атомно-силовая и туннельная микроскопия как элемент нанотехнологий.

8. Электронная микроскопия полимеров. Трудности и способы их преодоления.

9. Аппаратура для получения высокого вакуума.

10. Техника безопасности при работе с рентгеновским излучением.

11. Неразрушающие методы анализа.

ТГУ

Методы изучения наноструктурных и композиционных химических материалов

«Исследование кинетики адсорбции на поверхности наночастиц диоксида кремния с помощью НПВО ИК-спектроскопии на примере метиленового синего»

МИСиС

Методы физико-химических исследований процессов и материалов

Лабораторные работы не выполняются

ТПУ

Методы и оборудование для тестирования объемных наноматериалов

Лабораторные работы не выполняются



УрГУ. Рекомендованные маршруты для слушателей, принимающих участие в апробации сетевой системы и повышении квалификациив ходе маршрутного обучения, выполняемого на базе центра коллективного пользования «Современные нанотехнологии» УрГУ.

Название маршрута обучения

Университеты-участники маршрута обучения

Теоретические дистанционные части (название учебного курса, как он выложен на сайте)

Практические лабораторные работы (названия лабораторных работ)

1.

Нанофотоника

НИЯУ МИФИ

Нанофотоника

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ им. А.Н. Туполева

Нанофотоника и дифракционная оптика в телекоммуникациях

Лабораторные работы не выполняются

ЛЭТИ

Проблемы безопасности в наноиндустрии

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Только практическая лабораторная работа
Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

2.

Нанофотоника и наноэлектроника

МИЭТ

Современные проблемы технологии наноэлектроники

Лабораторные работы не выполняются

МИЭТ

Моделирование технологических процессов наноэлектроники

Лабораторные работы не выполняются

НИЯУ МИФИ

Нанофотоника

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ им. А.Н. Туполева

Нанофотоника и дифракционная оптика в телекоммуникациях

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков. (Теория и практика)

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

3.

Нанолитография

МФТИ

Введение в электронно-лучевую литографию

Лабораторные работы не выполняются

МФТИ

Напыление тонких плёнок

Лабораторные работы не выполняются

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Методы литографии в наноинженерии

Лабораторные работы не выполняются

МИЭТ

Плазменные технологии в наноэлектронике

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ им. А.Н. Туполева

Плазменные и плазмохимические методы получения наноматериалов

Лабораторные работы не выполняются

МФТИ

Введение в растровую электронную микроскопию

Лабораторные работы не выполняются

ЛЭТИ

Проблемы безопасности в наноиндустрии

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Только практическая лабораторная работа
Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

4.

Наноструктурные материалы

ТПУ

Технология изготовления объёмных наноструктурных материалов

Лабораторные работы не выполняются

ТПУ

Наноструктурная керамика. Порошковые технологии компактирования конструкционных материалов.

Лабораторные работы не выполняются

БелГУ

Методы механических испытаний материалов: кратковременные статические испытания на растяжение, сжатие, изгиб

Лабораторные работы не выполняются

РХТУ

Технология керамических и нанокерамических материалов

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Только практическая лабораторная работа
Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

5.

Нанобиотехнологии

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Биокомпоненты наносистем

Лабораторные работы не выполняются

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Биологические наноструктуры

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ им. А.Н. Туполева

Нанобиотехнология, нанобиотехника, и наноструктуры

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Только практическая лабораторная работа
Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

6.

Компьютерное моделирование наносистем

РХТУ

Компьютерное моделирование наноразмерных частиц

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ Туполева

Кристаллография кристаллов и нанотрубок

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ Туполева

Фрактальные методы анализа морфологии наноструктурированных материалов

Лабораторные работы не выполняются

7.

Сегнетоэлектрические фотонные кристаллы

ЛЭТИ

Проблемы безопасности в наноиндустрии

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ Туполева

Нанофотоника и дифракционная оптика в телекоммуникациях

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков. (Теория и практика)

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

8.

Биологические наноструктуры и нанофотоника

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Биологические наноструктуры

Лабораторные работы не выполняются

НИЯУ МИФИ

Нанофотоника

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков. (Теория и практика)

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

9.

Методы исследования кристаллов

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Методы микроскопии

Лабораторные работы не выполняются

НИЯУ МИФИ

Электронно-микроскопические и спектрометрические методы для анализа структуры материалов

Лабораторные работы не выполняются

ЛЭТИ

Проблемы безопасности в наноиндустрии

Лабораторные работы не выполняются

КГТУ Туполева

Кристаллография кристаллов и нанотрубок

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков. (Теория и практика)

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии

10.

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Биокомпоненты наносистем

Лабораторные работы не выполняются

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Технологические процессы в наноинженерии

Лабораторные работы не выполняются

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Наноматериалы в наноэлектронике

Лабораторные работы не выполняются

МИЭТ

Современные проблемы технологии наноэлектроники

Лабораторные работы не выполняются

МИЭТ

Моделирование технологических процессов наноэлектроники

Лабораторные работы не выполняются

УрГУ

Только практическая лабораторная работа
Кинетика микро- и нано-доменной структуры сегнетоэлектриков

Исследование микро- и нанодоменной структуры в сегнето-электриках методами сканирующей зондовой микроскопии


Названия и темы рекомендованных маршрутов обучения

Учебные курсы, составляющие рекомендованный маршрут обучения.

1 Углублённые курсы (включая физические и химические принципы) по методам исследования поверхности и планарных наноструктур.
2 Углублённые курсы (включая физические и химические принципы) по методам исследования объёмно-структурированных нанообъектов.
3 Обзорные курсы по методам диагностики.
4 Методы диагностики объёмно-структурированных нанообъектов.
5 Моделирование и проектирование наносистем.
6 Моделирование процессов в нанотехнологиях.
7 Обзор методов и технологий получения наноструктурных материалов.
8 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения планарных наноматериалов.
9 Методы диагностики и технологий в наноэлектронике.
10 Методы диагностики и технологий в наномагнетизме.
11 Методы диагностики и технологий в радиационно-стойкой наноэлектронике.
12 Магнитные наноматериалы и методы исследования.
13 Наноматериалы и нанотехнологии в фотонике и оптоэлектронике.
14 Методы обработки и формирования структур с прецизионным позиционированием (нанолитография, нанообработка, нанопечать, наноструйная техника и другое).
15 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения объемных конструкционных или функциональных наноматериалов.
16 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения наноструктурированных и полидисперсных порошков.
17 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения наноуглеродных материалов.
18 Жидкокристаллические наносистемы.
19 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения конструкционных наноматериалов.
20 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения функциональных наноматериалов.
21 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения композитных наноматериалов.
22 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения сенсоров на базе наноматериалов.
23 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения функциональных наноматериалов для космической техники.
Наименование
Введение в растровую электронную микроскопию
Введение в рентгеновскую фотоэлектронную спектроскопию
Корпускулярная технология и диагностика
Методы математического моделирования динамики наносистем
Наноструктурная керамика. Порошковые технологии компактирования конструкционных материалов
Определение элементного состава веществ методом рентгенофлуоресцентного анализа
Получение и свойства наноструктурированных сложнооксидных материалов, нанокластерных полиоксометаллатов
Рентгеноструктурный анализ поликристаллов
Сканирующая зондовая микроскопия
Сорбционный метод исследования удельной поверхности и пористой структуры наноразмерных систем
Теплофизика элементов космической техники и процессов формирования наноструктур
Термические методы анализа
Технологии изготовления объемных наноматериалов
Технологические методы получения изделий из композитов
Углеродные наноматериалы
Физические основы наноструктур космической техники
Функциональные и интеллектуальные наноматериалы для аэрокосмической техники
24 Комплексный подход к применению диагностики и технологий для получения функциональных наноматериалов для энергетики.
25 Нанотехнологии в системах получения, хранения, преобразования энергии и энергосбережения.
26 Наноинженерия. Системная интеграция нано/микро/макро структур, наноэлектромеханические системы, манипуляторы и актуаторы, нанотехнологии в робототехнике.
27 Нанобиотехнологии. Нанобиотехнологии и наноразмерные биомолекулярные устройства.
 
Объявления

О создании федеральной инновационной площадки на базе порталов www.nano-obr.ru и www.nanoobr.ru

   С принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и появлением статьи 15. “Сетевая форма реализации образовательных программ”, а также cтатьи 16. “Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”, применение новых технологий обучения при подготовке кадров и повышении квалификации специалистов для наноиндустрии становиться актуальным. Статья 20. “Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования” допускает экспериментальную деятельность по разработке, апробации и внедрению новых образовательных технологий, образовательных ресурсов в форме реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, если они признаются федеральными или региональными инновационными площадками.


 05.09.2013

О координирующей деятельности в образовательном сегменте ННС

Координирующая деятельность в образовательном сегменте национальной нанотехнологической сети (ННС) поручена НИЯУ МИФИ и СПбГЭТУ ЛЭТИ (решение Совета ННС, протокол от 17 апреля 2013 г. № ИФ-13/14пр).


 04.09.2013

28 ноября в МЭСИ состоялось совещание по вопросам электронного обучения в России.

В работе совещания приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец,Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, и другие.


 30.11.2012

Уважаемые пользователи сайта!

С учётом развития инфраструктуры образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети (ННС) и сетевого межуниверситетского взаимодействия при междисциплинарной подготовке и профессиональной переподготовке кадров для наноиндустрии появился новый сайт www.nano-obr.ru  (анонс), в состав которого входят образовательные ресурсы, расположенные на www.e-learning.nanoobr.ru.


 18.11.2011

Внимание!

Регистрация новых слушателей, студентов, аспирантов, преподавателей вузов, учёных вузов и специалистов предприятий производится только на сайте www.nano-obr.ru.


 27.09.2011

Конференции молодых учёных

1) Традиционная IX Российская ежегодная конференции молодых научных сотрудников и аспирантов "Физико-химия и технология неорганических материалов"   http://www.m.imetran.ru

2) Третья Всероссийская молодёжная конференция «Функциональные наноматериалы и высокочистые вещества» с элементами научной школы   http://www.func.imetran.ru

  

О нас пишут

На сайте (www.rusnor.org) Президент Нанотехнологического общества России (2010-2012 гг.) — Быков Виктор Александрович в статье «Подготовка кадров для наноиндустрии: государство или энтузиасты?»


 

 © 2009 НАНООБР
Междисциплинарное обучение